В напряженных буднях воинов противовоздушной обороны есть своя романтика, своя героика, есть повседневный, пусть внешне неброский, но по-своему славный подвиг. В любую погоду, глаз не смыкая, несут боевую вахту часовые неба. И когда наступают решающие мгновения, они, как и подобает советским воинам, проявляют мужество и отвагу, бойцовское хладнокровие.
Именно так действовал летчик-истребитель капитан В. А. Быков. Ему предстояло атаковать цель ночью на дальнем рубеже. Преодолев на сверхзвуковой скорости огромное расстояние, он четко доложил по радио: «Цель вижу. Атакую!»
И вот позади стремительный воздушный «бой», многие километры. Где-то рядом, под пеленой осенних облаков, родное летное поле. Быков привычно нажал кнопку выпуска шасси и сразу же насторожился: одна сигнальная лампа не горела. «Не выходит правая стойка шасси», - доложил он на СКП.
И с этой минуты всех охватило тревожное ожидание. Капитан Быков ушел на второй круг. Но и он и руководитель полетов понимали: второй круг - последний. Третьего не будет: кончалось топливо. И никто еще не сажал этот многотонный перехватчик на одно колесо. «85-й, катапультируйтесь!» - донес эфир голос командира полка. «Я - 85-й, вас понял, - ответил Быков - Разрешите посадку?»
Ракетоносец снова в створе посадочной полосы. Ночь черна. Облака будто слились с землей. Все ниже опускается машина. Впереди ярко вспыхнули прожекторные лучи. Быков даже не почувствовал, когда бетонки коснулись носовое и левое колеса. Ракетоносец, пробежав несколько десятков метров, накренился. Правая плоскость сначала слегка чиркнула о бетонное покрытие, рассыпая искры, потом плотнее прижалась к набегавшей полосе, и из-под нее уже бил ослепительный сноп. Летчик с силой надавил тормоз, и взлетные огни пошли кругом. Затем все остановилось. Самолет, будто раненая птица, лежал, опершись на поврежденную консоль. Капитан Быков выбрался из кабины и соскользнул по крылу на землю. Под ногами была мокрая трава, а бетонка светилась огнями в десяти метрах, свободная для встречи других ракетоносцев.
Через несколько дней спасенная летчиком машина снова ринулась навстречу ветрам и далям. За мужество, высокое самообладание и мастерство, проявленные в аварийной обстановке, командующий войсками округа объявил капитану В. А. Быкову благодарность и наградил его ценным подарком. Отвагой пилота восхищались не только воины округа. В полк вскоре прибыла делегация с Н-ского авиационного завода. Рабочие вручили Валентину Александровичу модель-копию всепогодного ракетоносца, искусно выполненную из красного дерева, и кинокамеру.
Мужество человека имеет свои истоки, свои корни. У него тоже своя родословная. У мужества В. А. Быкова истоки - в геройстве его отца и деда. Дед, П. И. Быков, бил в гражданскую белогвардейцев, в Великую Отечественную сражался с фашистами. Отец, А. П. Быков, замполит артполка, в сорок втором защищал Сталинград. От Волги до Берлина прошел. Внук старого бойца стал военным летчиком-снайпером, сын политработника стал замполитом отличной эскадрильи, пилоты которой первыми в округе освоили реактивный истребитель третьего поколения.
Отличной учебой и службой воины округа ознаменовали 1971 год. Подводя итоги боевой и политической подготовки, Военный совет округа отметил многие воинские коллективы, которые сделали заметный шаг вперед в своем боевом совершенствовании. 26 октября член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь Московского городского комитета партии В. В. Гришин вручил победителям соревнования переходящие Красные знамена МГК КПСС и Моссовета. Этой высокой чести удостоились лучшие воинские коллективы. Почетную награду завоевали воины истребительного авиационного полка под командованием подполковника В. Г. Царькова, в последующем командующего войсками округа. Летчики, инженеры, техники, авиационные механики успешно переучились на более мощную боевую технику. В крылатом краснозвездном строю выросли такие мастера маневра и огня, как офицеры В. А. Быков, проявивший мужество и отвагу в аварийной ситуации и спасший ракетоносец, И. В. Мотолько. Одним из первых в округе им была присвоена высшая квалификация - военный летчик-снайпер. Первое место в полку занимала эскадрилья, которой командовал майор Р. Г. Евстафьев. Она стала подлинным центром обучения воздушных бойцов.
назад - Оглавление *** дальше - Страница 28