В напряженных буднях воинов противовоздушной обороны есть своя романтика, своя героика, есть повседневный, пусть внешне неброский, но по-своему славный подвиг. В любую погоду, глаз не смыкая, несут боевую вахту часовые неба. И когда насту­пают решающие мгновения, они, как и подобает советским вои­нам, проявляют мужество и отвагу, бойцовское хладнокровие.

Именно так действовал летчик-истребитель капитан В. А. Бы­ков. Ему предстояло атаковать цель ночью на дальнем рубеже. Преодолев на сверхзвуковой скорости огромное расстояние, он четко доложил по радио: «Цель вижу. Атакую!»

И вот позади стремительный воздушный «бой», многие кило­метры. Где-то рядом, под пеленой осенних облаков, родное летное поле. Быков привычно нажал кнопку выпуска шасси и сразу же насторожился: одна сигнальная лампа не горела. «Не выходит правая стойка шасси», - доложил он на СКП.

И с этой минуты всех охватило тревожное ожидание. Капитан Быков ушел на второй круг. Но и он и руководитель полетов по­нимали: второй круг - последний. Третьего не будет: кончалось топливо. И никто еще не сажал этот многотонный перехватчик на одно колесо. «85-й, катапультируйтесь!» - донес эфир голос командира полка. «Я - 85-й, вас понял, - ответил Быков - Раз­решите посадку?»

Ракетоносец снова в створе посадочной полосы. Ночь черна. Облака будто слились с землей. Все ниже опускается машина. Впереди ярко вспыхнули прожекторные лучи. Быков даже не по­чувствовал, когда бетонки коснулись носовое и левое колеса. Ра­кетоносец, пробежав несколько десятков метров, накренился. Пра­вая плоскость сначала слегка чиркнула о бетонное покрытие, рас­сыпая искры, потом плотнее прижалась к набегавшей полосе, и из-под нее уже бил ослепительный сноп. Летчик с силой нада­вил тормоз, и взлетные огни пошли кругом. Затем все останови­лось. Самолет, будто раненая птица, лежал, опершись на повреж­денную консоль. Капитан Быков выбрался из кабины и соскольз­нул по крылу на землю. Под ногами была мокрая трава, а бетонка светилась огнями в десяти метрах, свободная для встречи других ракетоносцев.

Через несколько дней спасенная летчиком машина снова ри­нулась навстречу ветрам и далям. За мужество, высокое самооб­ладание и мастерство, проявленные в аварийной обстановке, ко­мандующий войсками округа объявил капитану В. А. Быкову бла­годарность и наградил его ценным подарком. Отвагой пилота вос­хищались не только воины округа. В полк вскоре прибыла деле­гация с Н-ского авиационного завода. Рабочие вручили Валентину Александровичу модель-копию всепогодного ракетоносца, искусно выполненную из красного дерева, и кинокамеру.

Мужество человека имеет свои истоки, свои корни. У него тоже своя родословная. У мужества В. А. Быкова истоки - в геройстве его отца и деда. Дед, П. И. Быков, бил в гражданскую белогвар­дейцев, в Великую Отечественную сражался с фашистами. Отец, А. П. Быков, замполит артполка, в сорок втором защищал Ста­линград. От Волги до Берлина прошел. Внук старого бойца стал военным летчиком-снайпером, сын политработника стал замполи­том отличной эскадрильи, пилоты которой первыми в округе освоили реактивный истребитель третьего поколения.

Отличной учебой и службой воины округа ознаменовали 1971 год. Подводя итоги боевой и полити­ческой подготовки, Военный совет округа отметил многие воин­ские коллективы, которые сделали заметный шаг вперед в своем боевом совершенствовании. 26 октября член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь Московского городского комитета партии В. В. Гришин вручил победителям соревнова­ния переходящие Красные знамена МГК КПСС и Моссовета. Этой высокой чести удостоились лучшие воинские коллективы. Почет­ную награду завоевали воины истребительного авиационного полка под командованием подполковника В. Г. Царькова, в последующем командующего войсками округа. Лет­чики, инженеры, техники, авиационные механики успешно переу­чились на более мощную боевую технику. В крылатом красно­звездном строю выросли такие мастера маневра и огня, как офицеры В. А. Быков, проявивший мужество и отвагу в аварийной ситуации и спасший ракетоносец, И. В. Мотолько. Одним из пер­вых в округе им была присвоена высшая квалификация - военный летчик-снайпер. Первое место в полку занимала эскадрилья, которой командовал майор Р. Г. Евстафьев. Она стала подлин­ным центром обучения воздушных бойцов.

назад - Оглавление *** дальше - Страница 28